Пленочный фоторезист - Форум Picbasic.ru
Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 3123»
Модератор форума: brown 
Форум Picbasic.ru » Электроника » Технологии » Пленочный фоторезист (Изготовление ПП с помощью пленочного фотрезиста)
Пленочный фоторезист
DAlexV Дата: Ср, 20.05.2009, 13:18  |                                                                                                                Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Ранг:  Разобрался
Сообщений: 691
Репутация: 17   ±
Замечания:   ±
На сайте с 13.05.2008

Статус: Offline

Привет всем !!! Решил попробовать этот способ. ЛУТ(Лазерно Утюжная Техногия) и слепыши надоели.
Если кому интересно могу выложить фотки с результатами.

Ссылки по этой теме:
http://radiokot.ru/lab/hardwork/06/
http://www.radiokot.ru/forum/viewtopic.php?t=16003
http://www.artem.ru/cgi-bin/news?c=v&id=755
http://mklab.narod.ru/technology/alpha.htm
http://datagor.ru/diy-tech/257-photoresist.html
http://www.delta-n.ru/plata.php


Будьте оригинальны - не повторяйте чужих ошибок !!!!
Пишу только на Рыбе (SwordFish). Другую пищу не предлагать, на шерсть влияет :)

Сообщение отредактировал DAlexV - Ср, 20.05.2009, 13:19
ЯНДЕКС Дата: 20.05.2009
DIKTATOR Дата: Ср, 20.05.2009, 14:34  |                                                                                                                Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Ранг:  Понимаю
Сообщений: 76
Репутация: 2   ±
Замечания:   ±
На сайте с 24.07.2008

Статус: Offline

я раньше пользовался плёночным фоторезистом, теперь возможно перейду на жидкий http://www.frast.ru/price_prod.html . На сайте этой компании фоторезисты для полупроводниковой промышленности, а это значит разрешающая способность 10000-500нанометр. цены вроде норм, если сравнивать массу плёночного и жидкого фоторезиста.

Используйте симулятор ПРОТУЕС !!! Реальная вещь!!
Я снова тут, но не всегда свободен.
DAlexV Дата: Ср, 20.05.2009, 15:48  |                                                                                                                Сообщение # 3
Группа: Модераторы
Ранг:  Разобрался
Сообщений: 691
Репутация: 17   ±
Замечания:   ±
На сайте с 13.05.2008

Статус: Offline

Quote (DIKTATOR)
я раньше пользовался плёночным фоторезистом

А каким образом получал фотошаблон ???
Лазерник, струйник ???
Сейчас купил пленку для струйника, сделал пробу. Получилось гораздо лучше чем на лазернике(приходилось несколько шаблонов собирать в бутерброд) и достаточно оказалось одного шаблона.


Будьте оригинальны - не повторяйте чужих ошибок !!!!
Пишу только на Рыбе (SwordFish). Другую пищу не предлагать, на шерсть влияет :)
DIKTATOR Дата: Ср, 20.05.2009, 16:54  |                                                                                                                Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Ранг:  Понимаю
Сообщений: 76
Репутация: 2   ±
Замечания:   ±
На сайте с 24.07.2008

Статус: Offline

я рисовал тонким фломастером по плёнке, но не все фломастеры хороши для фоторезиста, некоторые после нанесения скапливаются в капельки.
Сейчас планирую переходить на жидкий а краску наносить фотопринтером на прозрачную плёнку, но плёнку я нигде несмог купить, говорят редкий товар. Дорожки должны получатся шириной от 0.25мм.


Используйте симулятор ПРОТУЕС !!! Реальная вещь!!
Я снова тут, но не всегда свободен.
DAlexV Дата: Ср, 20.05.2009, 17:14  |                                                                                                                Сообщение # 5
Группа: Модераторы
Ранг:  Разобрался
Сообщений: 691
Репутация: 17   ±
Замечания:   ±
На сайте с 13.05.2008

Статус: Offline

Quote (DIKTATOR)
Дорожки должны получатся шириной от 0.25мм

0.5 mm на тестовой плате у меня получились без проблем. Это на лазарнике. К вечеру попробую на струйнике. Купил LOMOND овскую пленку для стуйника. Сделаю, сообщу результаты. По качеству должно получиться на порядок лучше.


Будьте оригинальны - не повторяйте чужих ошибок !!!!
Пишу только на Рыбе (SwordFish). Другую пищу не предлагать, на шерсть влияет :)
terrarus Дата: Чт, 21.05.2009, 11:23  |                                                                                                                Сообщение # 6
Группа: Модераторы
Ранг:  Разобрался
Сообщений: 542
Репутация: 16   ±
Замечания:   ±
На сайте с 21.08.2008

Статус: Offline

Ребята, я пробовал печатать и на пленке LOMOND. Кстати у нее одна сторона, та которая шершавая, предназначена для печати на струйном принтере, а вторая (которая гладкая) для печати на лазерном принтере. Но к сожалению при печати на струйном принтере, (хотя отпечаток великолепен, так же великолепен он и при печати на лазерном) плотность печати недостаточна, особенно не помогает и вторая печать поверху (если принтер не смещает по второму проходу то можно точно наложить и во второй раз. В общем помучился и отказался пока.

Решил вернуться к лазурно-утюговой технологии и добился великолепных результатов. Главное дело на чем печатать. Берите самые-самые дешевые китайские самоклеющиеся обои и печатайте на защитной бумажке на гладкой ее стороне. Но только берите самые дешевые обои. Пробовал брать более дорогие ничего не получается. А на китайских дешевых отличные отпечатки пролучаются, 0,25 точно получите.

Отрезав нужный размер с полями 3-4 см приклейте полоску в 1-1,5 см самоклеющейся бумаги в верхней части листа, чтобы принтер нормально затянул в себя лист. А то будет проскальзывание и ничего не получится.

Затем терморегулятор утюга ставьте на максимум прогрейте его и через бумажный лист утюжте заготовку.

Затем я горячую заготовку придавливаю тяжелым куском металлической плиты минуты на 2-3 . Плита имеет размеры с книжку и толщиной 2,5 см. На ней же я и утюжу заготовку.

Еще раз повторю - нужны самые дешевые китайские самоклеющиеся обои. Отстает от них тонер после таких операций просто отлично.


Если у в Вас что-то не получается, подумай, не стоит ли прочитать инструкцию...!
Сообщение отредактировал terrarus - Чт, 21.05.2009, 11:28
DAlexV Дата: Пт, 29.05.2009, 18:34  |                                                                                                                Сообщение # 7
Группа: Модераторы
Ранг:  Разобрался
Сообщений: 691
Репутация: 17   ±
Замечания:   ±
На сайте с 13.05.2008

Статус: Offline

Прошу прощения у всех кому интересна эта тема !!!!

Обещеал сделать еще 20 числа, но погорячился. Выкладываю результаты своих мучений.

1. Фоторезист(ФР) - фоторезисту(ФР) рознь.
Купил погонный метр импортного(индикаторного)светлозеленый.
Плюсы: видно как засвечиваешь. Минус: Если разглаживаешь руками(не через ламинатор) получаешь пузыри воздуха, следственно разрывы и остальные бяки. Низкая температура плавления защитного слоя. Если гладить через лист бумаги лавсан прилипает к листу, а ФР к меди еще не прилип. Не помогло и нагрев платы с обратной стороны.
Когда изел весь имп. ФР, куил наш отечественнный ( http://www.chip-dip.ru/product0/9000048718.aspx )
Из минусов то что он не индикаторный и не видно засветил ты или нет, и то что у него разные рабочие поверхности.
Гладкая для засветки, матовая для меди.
Из плюсов: отлично липнет к меди, более высокая температура плавления.

2. Фотошаблон.
Желательно использовать пленку. Некоторые используют обычную бумагу и рафинированое растительное масло.
Я пробывал, работает, но немного расползаются дороги при засветке.
Принтер пробывал лазерник, но так как он у меня заправленный качество оставляет желать. Приходилось делать несколько щаблонов и потом совмещать их.(Приятного мало). Купил за 300р струйник с фотопечатью и СНПЧ( http://www.rdm-print.ru/ ). Теперь чернил немеренно.
Пленка то же пленки рознь. LOMOND предоставляет огромный выбор пленок. Я использую эту: http://compumir.ru/catalog....15.html
Печатаю на шершавой стороне !!!! Если печатать на гладкой чернила не учпевают засыхать и получается просто пятно из краски. Шаблон печатаем в негативе на самом максимально кол-во DPI. В результате принтер проходит несколько раз одно и то же место разными цветами и в результате получается прекрасный шаблон. После печати дать шаболону просохнуть.
3. Выбор лампы
Самая интересная часть. Мне пришлось покупать две. 1-8w, 2-30w. От лампы зависит время проявки, и площадь которую нужно засветить. Из за 30W у меня и были проблемы. Постоянно пресвечивал, и ФР не растворялся в проявителе. Всем советую сделать тестовую заготовку с цифрами от 1 до 15. Это время в минутах. Закрываем непрозрачным материалом и через каждую минуту открывает по 1 цифре. после проявляем и в итоге поучаем опимальное время засветки и растоянии. И аккуратней с глазами. 30W лампа опасная штука(Я уж не говорю о большей мощности).
Ну вроде и все. Теперь технология изготовления.
1. Печатаем фотошаблон (в негативе)
2. Вырезаем заготовку чуть больше шаблона , шкурим, обезжириваем.
3.Вырезаем ФР по размеру чуть больше заготовки( избегаем прямого солнечного света и направленного света лампы)
4. Чем нибудь острым (Скальпель, иголка) снимаем матовый защитный слой ФР но не весь, а 1-2 см.
5. Аккуратно, не спеша приклевиаем ФР к заготовке постоянно разглаживаем что бы не было пузырей
6. Закладываем все между 2-х листов обычной бумаги и нагреваем утюгом сначало со стороны ФР, а затем с боратной стороны для надежность. Утюг на средней мощности. Сильно не давим.
7. Даем заготовке остыть до обычной температуры.
8. Накладываем на ФР фотошаблон отпечатанной стороной к ФР(иначе дорожки будут шире) и засвечиваем УФ лампой.(Некоторые засвечивают дневным светом, я не пробывал)
9. Проявляем в растворе кальцинированной соды(на 205мл теполой воды 1 чайная ложка соды). По мере проявления появляются дорожки незасвеченный ФР смывается либо пальцем, либо старой зубной щеткой.
10. Промывем под проточной водой и готово.
11. Травим плату (чем всегда травите). Промываем проточной водой
12. ФР отавшийся на дорожках снимается ацетоном.

И ни какой химии. Сказка !!!!

Выкладываю фотки своих творений.
http://www.megaupload.com/?d=KOHNT3ZJ
В архиве шаблоны для Шпротеуса и фотки того что вышло.
Дорожки 8th ~0.2мм

Успехов Всем !!!!!!!!! good

Прикрепления: IndicatorEND.lyt(16Kb) · PhotoresistTest.lyt(14Kb)


Будьте оригинальны - не повторяйте чужих ошибок !!!!
Пишу только на Рыбе (SwordFish). Другую пищу не предлагать, на шерсть влияет :)

Сообщение отредактировал DAlexV - Пт, 29.05.2009, 18:40
DIKTATOR Дата: Сб, 30.05.2009, 14:02  |                                                                                                                Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Ранг:  Понимаю
Сообщений: 76
Репутация: 2   ±
Замечания:   ±
На сайте с 24.07.2008

Статус: Offline

Вы купили плёнку в простом компьютерном магазине? просто я во всех компьютерных магазинах побывал(в г.Одинцово) и нигде этой плёнки не продают.
Спасибо за иследование максимального качества biggrin теперь я точно уверен что буду печатать на плёнке.

Есть ещё предложение, я пробывал бумагу пропитывать парафином, парафин вроде полимер, поэтому должен лучше проводить ультрафиолет чем масло, парафина было много, 100милилитров разогретый до 260градусов(сначало надо 150 градусов чтоб расплавить) и чем выше температура тем лучше парафин впитывается в бумагу. Такого метода не видел, поэтому это одно из моих изобретений smile


Используйте симулятор ПРОТУЕС !!! Реальная вещь!!
Я снова тут, но не всегда свободен.
DAlexV Дата: Сб, 30.05.2009, 14:33  |                                                                                                                Сообщение # 9
Группа: Модераторы
Ранг:  Разобрался
Сообщений: 691
Репутация: 17   ±
Замечания:   ±
На сайте с 13.05.2008

Статус: Offline

Насчет парафина не пробывал, масло работает, если плотность дорог не большая.
Quote (DIKTATOR)
Вы купили плёнку в простом компьютерном магазине? просто я во всех компьютерных магазинах побывал(в г.Одинцово) и нигде этой плёнки не продают.

Да. В Питере с этим проблем нет. Могу посоветовать поискать в И-нет магазинах.
Вот оф. сайт LOMOND http://lomond.ru/
Здесь пленки для струйников http://lomond.ru/catalog/index.html?rid=319 моя №0708315

По поводу засветки. Вчера делал плату 210*70. Светил 30W лампой с 25см в течении 8 мин. И опять пересветил.
Так что для Совецкого ФР нужно еще меньше времени для засветки.

P/s. В нете нарыл еще один интересный вариант, но принтер разбирать жаба душит wacko

http://www.youtube.com/watch?v=FkHpjzOhzxA


Будьте оригинальны - не повторяйте чужих ошибок !!!!
Пишу только на Рыбе (SwordFish). Другую пищу не предлагать, на шерсть влияет :)
DIKTATOR Дата: Пн, 01.06.2009, 14:42  |                                                                                                                Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Ранг:  Понимаю
Сообщений: 76
Репутация: 2   ±
Замечания:   ±
На сайте с 24.07.2008

Статус: Offline

http://www.youtube.com/watch?v=FkHpjzOhzxA про это могу дополнить что тут используют пигментные чирнила(из полимера) которые выдержат хлорное железо итд. Пробывал обычными красками но они стираются при погружении в хлорное железо. Краски чернильные епсон.
А лазерный принтер на плату вообще не сможет напечатать. Есть тут уменя НР принтер, возможно в нём пигментные чёрные чернила, пробывать я буду наверно осенью, когда я буду делать плату с дорожками 0,25мм.


Используйте симулятор ПРОТУЕС !!! Реальная вещь!!
Я снова тут, но не всегда свободен.
DAlexV Дата: Пн, 01.06.2009, 23:06  |                                                                                                                Сообщение # 11
Группа: Модераторы
Ранг:  Разобрался
Сообщений: 691
Репутация: 17   ±
Замечания:   ±
На сайте с 13.05.2008

Статус: Offline

DIKTATOR, а фотки смотрел ? Там у меня 0.2 спокойно получились, а на форумах я видел и 0.05 делали, сам не пробывал, мне пока не к чему. 0.2 за глаза.

Будьте оригинальны - не повторяйте чужих ошибок !!!!
Пишу только на Рыбе (SwordFish). Другую пищу не предлагать, на шерсть влияет :)

Сообщение отредактировал DAlexV - Пн, 01.06.2009, 23:15
DIKTATOR Дата: Пн, 01.06.2009, 23:16  |                                                                                                                Сообщение # 12
Группа: Проверенные
Ранг:  Понимаю
Сообщений: 76
Репутация: 2   ±
Замечания:   ±
На сайте с 24.07.2008

Статус: Offline

Для микросхем в TQFP и чип резисторов/конденсаторов(0604) оптимальный вариант 0,25. Выбирать надо и текстолит, попробую сначало тайваньские с нанесённым фоторезистом, двух стороннюю(http://www.voltmaster.ru/cgi-bin/qweryv.pl?pg=0&group=62905)

0,05 ещё надо с текстолита получить )))) тут явно нужен текстолит высочайшего класса. У отечественных, текстолит медная фольга имеет толщину 35 и 18 мкм помоему.


Используйте симулятор ПРОТУЕС !!! Реальная вещь!!
Я снова тут, но не всегда свободен.

Сообщение отредактировал DIKTATOR - Пн, 01.06.2009, 23:19
DAlexV Дата: Пн, 01.06.2009, 23:24  |                                                                                                                Сообщение # 13
Группа: Модераторы
Ранг:  Разобрался
Сообщений: 691
Репутация: 17   ±
Замечания:   ±
На сайте с 13.05.2008

Статус: Offline

Quote (DIKTATOR)
попробую сначало тайваньские с нанесённым фоторезистом

А если недосветишь или пересветишь - и запорол плату surprised , а пленочный ФР - неполучилось, смыл и по новой.
И к стати, где то на форумах встречал что кто то мучался с китайскими платами (не засвечивалась ни чем). Будь осторожней !!!

P/S забыл сказать ФР снинается р-ром NAOH или любой другой щелочью. на 1 л. воды 2 чайных ложки.
Через 5 минут чисто слоями снимаются.


Будьте оригинальны - не повторяйте чужих ошибок !!!!
Пишу только на Рыбе (SwordFish). Другую пищу не предлагать, на шерсть влияет :)

Сообщение отредактировал DAlexV - Пн, 01.06.2009, 23:34
DAlexV Дата: Пт, 05.06.2009, 10:46  |                                                                                                                Сообщение # 14
Группа: Модераторы
Ранг:  Разобрался
Сообщений: 691
Репутация: 17   ±
Замечания:   ±
На сайте с 13.05.2008

Статус: Offline

Дополнение к выше сказанному.

Фотка платы под PQFP44 корпус
http://www.megaupload.com/?d=7OBAPM1A

Время засветки уменьшено до 4.5 мин на расстоянии 20см
После 4 мин проявки кальцинированной соде и 3 мин на удаление лишнего ФР в р-ре NAOH с переодической промывкой в холодной проточной воде.
Главное не переусерствовать, иначе сползет что нужно.
Исходник платы прикрепил

Слетела ссылка из 7 поста, вот новая:
http://www.megaupload.com/?d=BQLHTHLB

tongue

Прикрепления: VER1.lyt(49Kb)


Будьте оригинальны - не повторяйте чужих ошибок !!!!
Пишу только на Рыбе (SwordFish). Другую пищу не предлагать, на шерсть влияет :)

Сообщение отредактировал DAlexV - Пт, 05.06.2009, 10:49
QWERTY Дата: Вс, 10.01.2010, 23:41  |                                                                                                                Сообщение # 15
Группа: Проверенные
Ранг:  Понимаю
Сообщений: 74
Репутация: 0   ±
Замечания:   ±
На сайте с 11.05.2008

Статус: Offline

В магазинах продается фотолак называиццо "POSITIV"
С расстояния 15-20 см наносим на фольгу заготовки,
Печатаем на пленке хоть струйником хоть лазерником,
накладываем на плату и выдерживаем на солнышке
15-20 минут. После этого смываем. Радуемся как дети.
Сам пользовался фотолаком с местного радиозавода,
но с ним возни много. Обмакнул, дал сбежать,
просушил в темноте, потом опять пленку с "костями"
прикатываешь, засвечиваешь УФ лампой, потом
моешь в растворе пищевой соды. Вуаля!
Вы счастливый обладатель посредственной платы.
Плюсы: получались две дорожки
между ножек микросхемы.
Минусы: пол дня на одну плату, разрывы в дорожках,
где были воздушные пузырьки, мельчайшие ворсинки
и т.д. Иногда фиг найдешь сразу и без лупы.
Бросил нафиг все это когда узнал о лазерно-утюжной
технологии. Просто, быстро.
Форум Picbasic.ru » Электроника » Технологии » Пленочный фоторезист (Изготовление ПП с помощью пленочного фотрезиста)
Страница 1 из 3123»
Поиск: